Московская Коллегия Адвокатов «Правовой Альянс»

Звоните:

+7 (499) 140-44-40

Специалист по возврату долгов. Как защитить от него должника днем и ночью?

Должникам дадут право отказываться от общения с коллекторами. В Госдуму внесен законопроект, который регламентирует отношения между взыскателями и заемщиками. Его авторы — спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и спикер Госдумы Сергей Нарышкин предлагают запретить коллекторам применять физическую силу, психологически давить на должника и членов его семьи, повреждать его имущество. Нарушителям нормы грозит штраф до 2 млн руб. С полным запретом деятельности коллекторских агентств Сергей Нарышкин не согласен.

Сегодня статус, полномочия и обязанности судебных приставов регулируют Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» и Федеральный Закон «О судебных приставах». Коллекторская же деятельность никак не определена в правовом поле России.

С 2011г. законодатели ведут разговор о норме, которая ограничит вседозволенность коллекторов и «частных взыскателей», а они нередко оказываются мошенниками, которых потом трудно установить. Катализатором нынешней инициативы стала серия громких скандалов и уголовных дел. Так, в Красноярском крае «коллекторы» отобрали у должника автомобиль Toyota Land Cruiser, пояснив, что вернут машину, когда человек погасит долг. В Башкортостане осужден коллектор «Агентства по сбору долгов», который представился приставом и «изъял в неизвестном направлении» корову у матери должника. В конце января в результате поджога дома в Ульяновской области пострадали мужчина и двухлетний ребенок.

Суть поправок: коллекторская деятельность должна быть лицензированной и нужен реестр сотрудников служб взыскания, чтобы «кто попало» не мог просто так назваться коллектором.

В марте 2015г. депутаты «Справедливой России» внесла в Госдуму законопроект о запрете для банков уступать право требования по договору потребительского кредита (займа) третьим лицам, не имеющим лицензии на осуществление банковской деятельности. В июне 2015г. Общероссийский народный фронт (ОНФ) предлагал также ограничить общение коллекторов с должниками, а также запретить беспокоить их родственников и жаловаться их работодателям.

Коллекторы не согласны. Так, президент крупной компании «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева отмечала, что ограничение числа контактов с должником может серьезно осложнить и замедлить процедуру взыскания. Ранее управляющий директор коллекторского агентства «Национальная служба взыскания» Антон Дианов высказывал опасения, что «многие должники могут решить, что коллекторы вообще не имеют права им звонить. Хотя звонок для коллекторов — не самоцель, а способ договориться о погашении долга».

Однако, по мнению главы правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, права должника может защитить лишь отказ от вербального общения (по телефону и очно) с кредиторами и коллекторами. «Такое право у должников есть, к примеру, в США. Должник вправе потребовать исключительно письменного общения с банком и его представителями», — уточнил Янин, добавив, что поправки не коснутся должников-«ипотечников».

Каким вы видите «правильное» взаимодействие коллекторов с должниками?

Мнение эксперта: 

Председатель Московской коллегии адвокатов "Правовой Альянс", адвокат Гуров Сергей Александрович:

Прежде всего, судебный пристав - это государственный служащий. Как и любой госслужащий,  он имеет право действовать в строго определенных законом рамках.

По действующему приказу директора Федеральной службы судебных приставов, сотрудники ведомства при выходе на территорию и непосредственном исполнении судебных решений, обязаны быть в форменной одежде. Правда, пристав может прийти и в гражданской одежде, но при этом у него обязательно должно быть при себе служебное удостоверение, которое он обязан предъявить. Судебный пристав никогда не приходит с пустыми разговорами или с какими-то угрозами. У него обязательно должны быть при себе материалы исполнительного производства, исполнительный лист, либо акт какого-то другого органа. Но, опять же, на практике, судебный пристав отправляется по адресу должника только в исключительно редких случаях и после неоднократного предупреждения. 

Если же судебный пристав начал общение с должником, в любом случае, у должника всегда есть 5 дней для добровольного исполнения решения суда. За эти 5 дней гражданин, при необходимости, может проверить, действительно ли этот сотрудник - судебный пристав. Как это сделать? Можно позвонить в управление ФССП по своему  региону либо в непосредственно в отдел ФССП по месту жительства, также можно проверить наличие исполнительного производства в отношении Вас на сайте ФССП. Сейчас служба приставов получила удобный сервис, позволяющий любому лицу набрать свои данные в поисковом окне и прояснить ситуацию с возбуждением исполнительного производства. Я советую предпринять такие разумные шаги для проверки, действительно ли Вами интересуется судебный пристав. Таким образом закон и возможности ФССП сегодня  защищают гражданина.

Скажу и о системной проблеме ФССП: в минувшем году средняя нагрузка на судебного пристава по стране составляла около 3 тыс. исполнительных производств. Если их поделить на количество рабочих дней, то, получается, в день пристав должен исполнять порядка 15-20 исполнительных производств, что нереально. Это вопрос возник не сегодня и пока остается нерешенным. 

Судебные приставы, безусловно, понимают, что должником заемщика могут сделать различные, не всегда от него зависящие  обстоятельства, однако отмечается, что часть граждан сознательно и упорно нивелируют саму идею того, что взявший кредит обязан 
а) долг возвращать
б) беспрекословно выполнять судебные решения. 

Что касается методов, которые используют "вышибалы" разных сортов и полукриминальные специалисты "по взысканию долгов".  В отличие от государственных судебных приставов, эти "взыскатели долгов, безусловно, дискредитируют работу ведомства. И когда впоследствии с должником, в свою очередь, начинает общаться государственный служащий, на него изливается весь тот негатив, который аккумулируется у заемщика после контактов с так называемыми коллекторами. Понятно, что такое отношение к приставу незаслуженно, несправедливо и осложняет  выполнение его задачи.

Аудиозапись радиоэфира с участием Председателя Московской коллегии адвокатов "Правовой Альянс", адвоката Гурова С.А.

25.02.2016

Перейти к списку новостей