Новости

Народные инспекции здоровья. Радиоэфир с участием адвоката Гурова С.А.

Законопроект, призванный обеспечить общественный контроль качества медицины, внесен в Госдуму РФ. В медицинских учреждениях регионов могут появиться гражданские надзиратели.

Понятно, что оценить необходимость назначения конкретного препарата, схемы лечения или распознать ошибки хирурга общественные комиссии в большинстве случаев не в состоянии. Но заметить грязь в палатах и хамство персонала, проверить обеспечение больницы оборудованием, а «льготника» бесплатными лекарствами им вполне по силам.
 
По мнению авторов документа, народный медицинский контроль сможет принимать жалобы от граждан, посещать больницы и поликлиники с инспекциями, бить тревогу в обществе, если дело серьезно. Допустим, пациентов заставляют приходить со своими бинтами и шприцами, кто в этом виноват?
 
В теории словосочетание «общественный контроль», всегда звучит хорошо. Смогут ли контролеры сделать эффективной нашу бесплатно-платную медицину или станут мобильным инструментом медицинского начальства?
 
Мария Каннабих, Член Общественной палаты РФ, Президент НКО "Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключенным":
 
Депутаты заговорили об общественном контроле здравоохранения, когда уже 5 лет как он работает во всех регионах нашей страны на общественных началах. Одно из первых направлений деятельности общественных наблюдательных комиссий – это наша медицина в местах лишения свободы и, поверьте, плоды какие-то уже есть. Я полагаю, что если этот общественный медицинский контроль распространится на всю «гражданскую» часть страны, то это будет только плюсом.
 
У нас есть методические определенные разработки, указания, в соответствии с которыми мы осуществляем эти проверки. Конечно, может быть, специалисты это сделали бы лучше. Но в наши наблюдательные комиссии в основном входят представители общественных организаций. Мы стараемся сделать так, чтобы в них были врачи и эксперты, связанные с санитарными делами, но, к сожалению, таких очень мало. Обычно туда входят просто неравнодушные люди, правозащитники, я сама очень часто езжу по колониям, следственным изоляторам, изоляторам временного содержания. Члены общественных наблюдательных комиссий говорят с людьми, спрашивают, какие у них проблемы, как они болеют, как они обращаются к врачам, как врачи реагируют на их жалобы и т.д.
 
Я часто смотрю различные записи, которые ведут врачи в следственных изоляторах или колониях и, исходя из своих наработанных знаний (а мы очень часто проводим различные семинары) мы делаем уже выводы.
 
Бывает порой так, что чувствуется, что к нашему приезду в колонии тщательно подготовились. Это не так уж плохо. Так как общественные наблюдательные комиссии работают в определенном регионе и посещают эти закрытые учреждения довольно часто, - ну раз они подготовятся, два, три, а потом, глядишь, уже выработаются какие-то привычки и принципы положительные.
 
Юрий Жулев, Президент Всероссийского общества гемофилии, Сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений, юрист:
 
Вопрос общественного контроля в сфере здравоохранения обсуждается достаточно давно, а проблема остается. Начали мы с создания общественных советов, в том числе Совета пациентских организаций при Минздраве, и сейчас Минздрав России инициирует создание подобных советов в регионах. Но это все, безусловно, консультативные органы, и они осуществляют функцию «гласа народа», то есть систематизируют выявленные проблемы для властей, но при этом власть не обязана прислушиваться к их рекомендациям.
 
Чтобы от деятельности общественного контроля был прок, должна быть четко прописана его правовая основа. Если нет полномочий, если общественного инспектора не пускают на территорию больницы, если власть не обязана реагировать на те замечания и наставления, которые дают сотрудники общественного контроля, то его эффективность снижается в разы.
 
И, конечно, сфера здравоохранения – это особая сфера, мы должны понимать, что есть врачебная тайна, например, что просто так общественный контролер не имеет права зайти в палату и задавать вопросы пациенту, если пациент его не знает.
 
Есть еще один важный момент. Действующее законодательство позволяет общественному эксперту не быть врачом. Например, соблюдение права пациента обосновывать и навязывать предоставление платных медицинских услуг – здесь не обязательно иметь какое-либо образование, связанное с медициной, это не столь важно. Но, к сожалению, действующее законодательство также не предусматривает такую возможность наличия статуса «общественный контролер» или «общественный эксперт», что очень важно в дальнейшем. Так что, без правовой детальной основы такие общественные структуры как народные комиссии будут неэффективны.
 
Аудиозапись радиоэфира с участием Председателя Московской коллегии адвокатов "Правовой Альянс", адвоката Гурова С.А.

04.04.2013

Unknown phrase